«Принцип соленого огурца», или Как увлечь школьников литературой


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Задачка со звездочкой» для любого учителя-словесника — сделать так, чтобы ученики полюбили литературу. Педагогическими хитростями, которые помогут ненавязчиво приобщить школьников к чтению, делится Ольга Левшукова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 25 г. Могилева» (Республика Беларусь). 

Есть два решения проблемы «дети не читают»: заставить ребёнка, потому что так надо или пробудить его мотивацию. 

Первый способ абсолютно нежизнеспособен. Второй требует от учителя умения наблюдать, анализировать, не бояться экспериментировать и ошибаться. 

На уроках литературы я стараюсь использовать «принцип соленого огурца», который придумал  известный педагог В. Ф. Шаталов. Метод заключается в том, чтобы создать вокруг ученика такую обстановку, в которой он ненавязчиво будет напитываться знаниями, как огурец, помещенный в банку, напитывается рассолом. Я пытаюсь найти связь темы урока с искусством, историей, но самое главное ˗ удивить. Потому что удивить — значит заинтересовать. 

Поделюсь несколькими приемами, в основе которых лежит «принцип соленого огурца». 

  1. «Таинственная надпись» 

Этот прием пригодится на уроках языка и литературы. Цель — расширить кругозор детей, подтолкнуть их к поиску информации. 

Например, в начале уроков литературы в 8 классе, посвященных стихотворениям Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» и «Некрасивая девочка», на доске пишу:

«Убытков не было!» (Стильпон, мудрец из Мегар); 

Ксеркс и платан; 

Пигмалион и Галатея; 

Ф.Рокотов «Портрет А.Струйской». 

Эти скупые, неинформативные, загадочные записи являются магнитами, притягивающими внимание учащихся. За каждой из них скрывается интересная история, однако рассказана она будет частично: только эпизоды, непосредственно связанные с темой. Но обязательно останутся крючки-зацепки, которые заставят любознательных учащихся найти и прочитать эти истории целиком.  

  1. «Говорящий» стенд

 Это стенд, который постоянно «работает» в кабинете русского языка и литературы. На нем я размещаю информацию, которая включается в ход урока — например, при изучении темы «Вводные слова» вешаю заметку «Что расскажут о человеке его слова-паразиты» и зачитываю ее учащимся.

 Информация на стенде периодически меняется. Ученики замечают это,  самостоятельно изучают ее, удивляются, спорят, обсуждают, ищут дополнительные сведения в интернете. 

  1. Театр теней 

Для этой театральной игры мы используем плоских кукол, которых сами вырезаем из картона. Дети размещают их между настольной лампой и экраном, потом читают текст и двигают своих героев, изображая действие.  

Этот вид работы я использую на уроках русской литературы. Он развивает умение выделять характерные черты персонажа, навык выразительного чтения. Продвинутое поколение зумеров-восьмиклассников смотрит объяснение в любви Ромео и Джульетты  в нашем театре теней затаив дыхание — точно так же, как в шестом классе они наблюдали за Волком и Ягненком из басни Крылова. Очередь на исполнение ролей выстраивается на несколько уроков вперед.  

  1. «Мотиваторы»

Этот прием можно назвать «ненавязчивой рекламой» чтения. «Мотиваторы» — это листовки, на которых написан афоризм (например: «Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу»)  и иллюстрация к нему. Я размещаю их на стенде или в книжном шкафу, бывает, что учащиеся «случайно» находят их на парте. Небольшие тексты иногда вызывают бурные дискуссии и споры.

  1. «Литературный бульвар»

В кабинете ребята «случайно» находят книгу, обернутой листом бумаги с надписью «Книга, которая выбрала тебя». В нее вложены яркие закладки, на которых выписаны отзывы реальных читателей, найденные в интернете.

Нет ни одного ребенка, который не начал бы листать книгу с такой загадочной надписью и такими закладками!

   

  1. Книжная полка «PRO-чтение»

В моем кабинете на полке стоят интересные, на мой взгляд, книги. В начале учебного года или при поступлении новинок я кратко рекламирую каждую из них, а потом они находятся в свободном доступе для учащихся.

Ребята с удовольствием берут книги для чтения. Очень приятно узнавать, что «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, книги Харуки Мураками, Франсуазы Саган пришли в жизнь моих учеников с книжной полки школьного кабинета.

Материалы по теме:

  • Нескучная классика: как увлечь подростков литературой
  • «Палка-селедка»: почему школьники не любят читать стихи, и как это изменить
  • Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть