Как вспомнить материал прошлого учебного года

Недавно Анастасия Подковыркина рассказала об интересных форматах подачи материала, а я хочу поделиться техниками, которые помогут быстро вспомнить материал прошлого учебного года.

В начале учебного года  важно определить, на каком уровне находятся знания учащихся. Я выделяю четыре основные «группы здоровья».

Ребёнок не помнит ничего

Задача: помочь быстро создать в голове систему, очень схематичную, но такую, на которую ученик уже сможет опираться.

Решение: Для начала стоит провести фронтальный опрос по теоретическому материалу — в процессе поиска ответа активизируется мыслительная деятельность, ученик снова входит в рабочий ритм и извлекает из памяти знания, которые там сохранились.

В систематизации помогут опорные схемы и — куда деваться — неоднократное повторение.

При работе с такими учениками будет полезно опираться на их одноклассников, которые показывают более хороший уровень. Так можно убить двух зайцев: помочь отстающим и придать «дополнительное ускорение» тем, кто помнит материал прошлого года, но никак не войдёт в работу.

Ребенок что-то помнит, но нет системы

Задача: систематизировать знания в голове, разложить всё по полочкам.

Решение: Здесь нам снова придут на помощь фронтальные опросы, чтобы «перетряхнуть» знания, которые есть в голове.

Как вариант игровой механики — задания типа «найди ошибку». Для того, чтобы объяснить, в чём ошибка и как её исправить, ученику придётся вспомнить тему и раздел, в котором она изучалась, а значит, знания начнут вставать на свои места.

Ребенок помнит многое, но в голове по-прежнему лето

Задача: мотивировать на процесс обучения.

Решение: обычно это очень толковые ребята, которым просто пока лень приступать к учёбе. Поэтому их надо обязательно вовлекать в процесс, не забывая о «сахарке».

Спрашиваем их во время фронтальных опросов, обязательно хвалим, если ответ правильный, и не ругаем за ошибочный. В этой ситуации учитель — тонкий дипломат, который усиливает нажим по необходимости, но никогда не переходит грань.

Если ребёнок по своей натуре достаточно инициативен и умеет работать самостоятельно, можно предложить ему индивидуальное задание: выступить с докладом или подготовить презентацию. В процессе выполнения ученик втянется в работу, а вдобавок углубит знания по теме.

Ребёнок помнит практически всё

Задача: использовать себе во благо!

Решение: Эти ученики — подарок для каждого педагога. Чтобы их потенциал не пропал, необходимо вовлекать таких детей в работу на каждом уроке.

Во время фронтального опроса в классе стоит гробовая тишина? Попросите ответить того, кто точно знает ответ — процесс пойдёт, и дальше станет легче.

Чтобы разговаривать с ребёнком на его языке, нужно выявить уровень знаний, иначе придётся работать «на ощупь». В такой ситуации учитель похож на человека с металлоискателем, который шаг за шагом обнаруживает то, что нужно. Это малоэффективно, и не факт, что в классе из 35 человек учителю повезет наткнуться на все проблемные точки.

Именно для этого в начале года стоит провести проверочную работу, которая представит полную и точную картину. Возникают вопросы: какие варианты срезовой работы могут быть? Отражает ли реальный уровень знаний проведенная работа? Какие есть плюсы и минусы разных форм?

Приведу пример на своем предмете — русский язык:
 

Вид работы

Минусы

Плюсы

Диктант без грамматического задания

Часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие

Возможность списать у соседа снижает объективность картины

Временные затраты учителя на проверку работ

Активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах.

Диктант с грамматическим заданием

Диктант часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие 

Возможность списать с соседа снижает объективность картины

Временные затраты учителя на проверку работ

Диктант активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах

Выполнение грамматического задания отражает уровень знания теоретического материала и применение его на практике

Фронтальный опрос теоретического материала

Невозможность оценить знания каждого ребенка по всем вопросам.

Возможность повторения большого количества теоретического материала.

Тест

Возможность списать

Выбор «пальцем в небо»

Можно проверить большой объем тем.

Удобная проверка. 

Использование электронных ресурсов

Наличие компьютера для каждого ученика.

Невозможность списывания — индивидуальные варианты

Время на проверку не требуется, оценивание автоматическое.

Помню, как в начале своей педагогической карьеры писала вручную для каждого урока трехуровневые задания на карточках. Это занимало очень много времени, и потом, такая рутина отнимала много сил. А современные технологии дают возможность быстро подготовить материал для детей с разной подготовкой, ведь дифференцированный подход по-прежнему остается актуальным. Хоть и рекомендует настоятельно нам министр просвещения и науки «прочь гаджеты из школы!», но чувство меры должно быть во всем. Есть прекрасные образовательные программы, которые помогают в процессе обучения.

Я теперь тоже начала работать с ЯКласс. Открываю раздел «Проверочные работы», выбираю цифру класса на год меньше и составляю свои уникальные проверочные работы на повторение изученного в прошлом году материала в том количестве, которое требуется.

Используя такую форму работы, мы убиваем двух зайцев. Во-первых, пропадает возможность списывания, так как каждый ребенок выполняет самостоятельно свои задания, и появляется объективная картина уровня знаний каждого ребенка. Во-вторых, по окончании работы учителю не нужно тратить время на проверку — оценки выдаются автоматически, требуется только перенести их в журнал.

Платформу ЯКласс можно использовать и для повторения теоретического материала (при составлении проверочной работы он отмечен значком книжки), и для выполнения практических заданий (они обозначены квадратиком с карандашом) с имеющимися ниже объяснениями, что дает возможность ученику самостоятельно разобраться в ошибках. Такие задания можно использовать и для работы дома.

Для тех, кто ещё не работал с разделом «Проверочные работы», я подготовила видеоинструкцию, как создать свою работу: 

А как вы вспоминаете материал в начале учебного года? Давайте делиться своими интересными практиками!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть