Частная школа vs муниципальная: найди 6 отличий


Фотографии: Unsplash / Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Большинство учителей «государственных» (точнее, муниципальных) школ хотя бы раз в жизни задумывались о переходе в частную школу. Доктор педагогических наук Александр Могилев рассказывает о том, чем вторая отличается от первой и как это влияет на работу учителя и отношение администрации, родителей и учеников. 

  1. Меньше бумажной работы

Бюрократия — главный бич муниципальных школ. Педагог вынужден писать планы и отчеты, заполнять таблицы и предоставлять сведения по запросам всевозможных органов.

И даже несмотря на объявленную министром просвещения Сергеем Кравцовым «борьбу с бюрократизмом», обуздать бумажный вал пока не получается.

В частной школе учитель почти полностью избавлен от бумажной работы. Разве что завуч попросит заполнить календарно-тематический план и отчет об успеваемости —  да и то, если их не составит методист. Ему ведь тоже надо что-то делать.

  1. Зарплаты выше (но незначительно)

Зарплаты в муниципальных школах полностью зависят от местных властей. Например, Москва имеет большие финансовые возможности, а ее мэр понимает, что образование напрямую влияет на отношение избирателей, — поэтому зарплаты учителей в столице превосходят региональные в разы. 

Правда, это приводит к тому, что Москва просто выкачивает педагогические кадры из регионов. 

Зарплаты в частной школе полностью зависят от ее администрации. Однако не стоит ждать, что оклады здесь в разы превосходят муниципальные: для привлечения и удержания кадров достаточно предложить зарплату чуть выше рынка в регионе. 

Зато в частной школе педагог чувствует, что его материальное положение напрямую зависит от качества работы. Муниципальный учитель получит фиксированную часть зарплаты, как бы он ни работал. А в частной школе педагога могут перевести на полставки и даже уволить, если его работа не нравится родителям.

Читайте также: Где в России учителю жить хорошо? Сравниваем реальные зарплаты по регионам

  1. Проще выстроить отношения с родителями

В муниципальной школе заказчиком услуг выступает государство, а в частной  —  родители. Это определяет то, перед кем учитель отвечает за качество своей работы.

В частной школе педагог должен работать так, чтобы родители были довольны результатом. Рано или поздно они спросят ребенка, сколько будет семью восемь  — и горе учителю, если ответ их не удовлетворит. 

При этом проблема неуважения родителей к учителю существует и в частных, и в муниципальных школах. Но если в муниципальной школе вырваться из этого замкнутого круга очень сложно, то у частной школы такая возможность есть. Для этого администрации должна занять позицию медиатора, посредника между учителями и родителями.

Читайте также: Как выстроить продуктивные отношения с родителями учеников: опыт педагогов

  1. Более тесный контакт с коллегами 

Многие учительские коллективы в штыки принимают молодежь. Часто пожилые, опытные учителя не только не стараются помочь новым коллегам, но и при каждом удобном случае подчеркивают свое превосходство. В муниципальной школе каждый сам за себя, и модель оплаты труда этому очень способствует.

В частной школе картина другая: учителей мало, каждый — на виду и на счету. Поэтому здесь гораздо больше развита взаимная поддержка, работа в команде. Коллектив более дружный и сплоченный, а молодой специалист всегда получит поддержку от опытных коллег. С другой стороны, ему и самому придется активно участвовать в жизни коллектива.

Читайте также: «Администрация решила, что я бессмертный пони»: как «выживают» из школы молодых учителей

  1. Ученики благополучнее (но тоже сложные)  

Многие родители, отдающие своих детей в государственные школы, вообще не придают образованию особого значения: 

«Я сам как-то выучился, не пропал  —  значит, и мой ребенок так же выучится». 

Среда в муниципальной школе часто токсична как для детей, так и для учителей. Школьники могут откровенно травить педагога, унижать его, срывать уроки. Как тут не озлобиться и не выгореть за первый же год работы?

В частных школах учатся дети, чьи родители действительно беспокоятся о качестве образования и воспитания. Да, многие ученики здесь нуждаются в особом подходе, часто встречаются признаки РАС или СДВГ. Но все-таки в классе — от 10 до 20 детей. А родители готовы прислушиваться к рекомендациям педагога и менять домашнюю среду под потребности ребенка.

  1. Выше личная ответственность учителя

В муниципальной школе учитель напрямую не отвечает за результат, зато с него постоянно требуют соблюдать процесс. 

Так преподаватель забывает о творчестве, штампуя уроки один за другим и без конца отчитываясь перед руководством школы и разными проверяющими. 

В частной школе у учителя есть возможность устанавливать контакт с детьми, повышать их мотивацию, придумывать новые формы работы. Это интересный, но сложный труд: он требует инициативы и творчества, неформального отношения к своей профессии и большой ответственности.

Вместо заключения 

Учителя частных и муниципальных школ непохожи друг на друга еще и тем, какой смысл они сами видят в своей работе. Тут мне приходит на ум старинная притча о строителях Миланского собора. В ней мудрец обратился к трем рабочим, которые катили тяжелые тачки. «Что ты делаешь?»,  —  спросил он каждого.

«Ты что, не видишь? Качу тяжелую тачку!», — ответил первый рабочий сквозь зубы.

«Я зарабатываю на хлеб для своей семьи», — ответил второй.

«Я строю собор!», — с гордостью ответил третий.

Эта притча очень ярко демонстрирует отличия в работе учителя в муниципальной и частной школах. 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть