Как стать цифровым учителем в цифровой школе
С распространением облачных технологий и мобильных приложений концепция безбумажного цифрового класса стала гораздо более актуальной, чем когда-либо прежде. В России это начало было положено отказом в ряде регионов от бумажных журналов в пользу электронных. В ряде регионов, в частности в Москве, апробируются несколько версий электронной школы.
Со стороны учительского сообщества широко распространён здоровый консерватизм. Многие учителя рассматривают внедрение информационно-образовательных технологий, как новую обузу.
Оснований для скептицизма — хоть отбавляй:
- Безобразная скорость интернет-соединения в целом ряде регионов.
- Отсутствие вразумительной цифровой образовательной стратегии и тактики на федеральном и региональных уровнях.
- Проблемы безопасного интернета и фильтрации контента, когда в разряд «недозволенных» попадает целый ряд образовательных онлайн ресурсов.
- Недостаточный, мягко говоря, уровень цифровой компетентности руководителей образования, учителей и учеников.
Между тем, в основе концепции цифровой школы заложена здравая идея интеграции образовательных технологий с цифровыми таким образом, чтобы поднять образовательные задачи на более трансформативный (преобразующий) и творческий уровень, где учитель может использовать новые возможности цифровых технологий для перераспределения способов обучения.
Цель цифрового обучения состоит не в том, чтобы использовать информационные технологии как дань моде, а в том, чтобы создать и открыть новые неизведанные образовательные территории и помочь ученикам знакомиться с различными фактами, явлениями, процессами с разных точек зрения.
Для этого учителю необходимо ознакомиться с теоретической базой, лежащей в основе концепции безбумажного цифрового класса, а также вооружиться соответствующими инструментами и приложениями, чтобы добиться образовательных целей, которые он ставит перед собой и на что его нацеливает окружающая среда в лице государства и родителей.
Очень важно хорошо ориентироваться в современном информационно-образовательном пространстве. Выбирая те или иные цифровые инструменты и приложения, необходимо учитывать, что они в себя включают:
- Создание учебных задач, их распределение и получение результатов
- Организация и обеспечение своевременной обратной связи с учениками и их родителями
- Создание и совместное использование продуктов цифрового обучения
- Инициирование формирующего оценивания через тесты, викторины и опросы
- Создание виртуального класса, отслеживание деятельности класса в целом и каждого ученика персонально.
- Публикация документов в электронном виде и организация обмена с выбранными пользователями.
Учителя могут инициировать организацию формирующего оценивания с помощью специальных онлайн приложений. Они получают возможность мгновенно оценивать результаты, получать их визуальное представление, анализировать для того, чтобы скоординировать свои действия в дальнейшем обучении.
Учитель экономит время и способствует визуальному мышлению ученика.
Многие онлайн сервисы делают повседневную жизнь учителя проще, предоставляя безопасный и простой способ для учителей и студентов, чтобы участвовать и сотрудничать в любое время и в любом месте.
Учитель может использовать специализированные сервисы для:
- безопасного обсуждения в классе,
- публикации заданий,
- публикации ученических проектов,
- организации зачетной книжки,
- обмена файлами и многим другим.
На мой взгляд, учитель должен выстроить для себя индивидуальную стратегию цифровой адаптации, невзирая на шараханья министерств, ведомств и, собственно, образовательных учреждений. Главное — определиться с приоритетами, выбрать свой путь, чтобы наши «творческие метания» не отразились на качестве обучения.