Четыре способа обезопасить себя от выпрашивания оценок
Каждый раз, когда приближается конец какого-то периода (четверти, отчётной недели, года), учителей принимаются атаковать с разной степенью агрессивности, в зависимости от уровня воспитанности и личной (не)скромности школьники, пытаясь выпросить или выдавить из преподавателя оценку повыше. Эффективно действуют горькие девичьи слёзы и суровые мужские истерики, а также подключение родителей, классных руководителей и представителей школьной и муниципальной администрации… В некоторых случаях помогает элементарный шантаж.
Фото с сайта pixabay
Вообще-то ничего неестественного в этих действиях нет. Можно сколько угодно говорить о том, что для ученика должны быть важны не отметки, а знания, но ведь это же неправда: учебные баллы тоже имеют значение — и немаленькое. Ибо позволяют оценить результаты взаимодействия в системе «учитель — ученик» тем, кто не является членом этой пары: родителям, администрации школы, будущему потомству оного школяра и т. д. Между прочим, нам самим недостаточно морального удовлетворения от честно и качественно выполненной работы (по севу разумного, доброго, вечного в данном случае). Мы и жалованья хотим, и от премии не откажемся.
Значит, в самом факте финальных плясок нанайских мальчиков вокруг ментора нет крамолы — необходимо лишь, чтобы процесс не «выходил из берегов» и не содержал, так сказать, антипедагогических составляющих.
Первое
Школьник, исправляющий оценку, должен чувствовать, что он её именно заработал (а не выклянчил, выдавил или получил в подарок). Это очень важно в воспитательном плане, и потому крайне желательно, чтобы учитель подобных («данайских» по сути) «презентов» не делал. Но если уж вы продемонстрировали слабость — обставьте всё так, чтобы учащийся был уверен, что честно заслужил отметку. Проявите актёрские способности, в конце концов! А лучше бы не кривить душой — пусть человек получит именно то, чего достоин.
Ведь, завышая оценки, преподаватель, если уж начистоту, проявляет чрезмерную доброту не только (и не столько) по отношению к ученикам, но и к себе любимому. Потому что зачастую отнюдь не является нейтральной стороной, ибо заинтересован — и материально, и, так сказать, морально — в пресловутом повышении успеваемости. И далеко не все из нас способны выдержать искус… А дети — они могут не осознавать, но уж точно почувствуют эту нечестность, потаённую корысть наставника. Подобно кошкам, которые пусть и не понимают слов человека, но обычно ощущают его настроение.
Второе
Необходимо назначить день Х, после которого никакие пересдачи уже не принимаются, — установить его жёстко и безоговорочно. И соответствующая дата не должна совпадать с последним днём четверти (что было бы равносильно тому, чтобы вовсе её не назначить).
Этот подход дисциплинирует и школьников (поскольку понуждает их правильно распределять время и учитывать заданные «правила игры»), и самих педагогов, избавляя их от стресса последних часов четверти, когда объективно возникает масса дополнительных «отвлекающих моментов» — вроде тех же отчётов, которые срочно требуют завучи; в результате наиболее настойчивые тинэйджеры просто берут уставшего и замотанного сэнсэя голыми руками.
Исключения, в принципе, могут быть сделаны для тех, кто долго болел; для активно пытающихся спастись от итогового «неуда»; для потенциальных отличников, которых лишь самая малость отделяет от пятёрки за четверть. Однако я всё же не советую менять правила ради представителей второй и третьей групп — слишком уж это отдаёт протекционизмом, вдобавок дискредитируя окончательный балл, поскольку обессмысливает методичную работу в течение всего «отчётного периода», являя одноклассникам дурной пример.
Комментарий «ЯКласс»: «Для того чтобы защитить себя в подобной ситуации, воспользуйтесь возможностями цифрового образовательного ресурса. В разделе „Проверочные работы“ можно установить срок сдачи — всё, что будет прислано после него, не принимается. При создании проверочной работы система назначает семь дней на её выполнение, но вы можете редактировать этот параметр по своему усмотрению. Так вы не только мобилизуете детей на более активную работу, но и обезопасите себя от возможных обвинений, которыми, увы, порой грешат некоторые родители: „Вы могли бы войти в положение“, „Неужели вам сложно принять ещё одну работу в свободное время“… Спорить с программой сложнее».
Третье
Чем агрессивнее школьник, тем менее стоит идти ему навстречу. Скверное поведение не должно поощряться. Педагогу необходимо уметь проявлять твёрдость в общении с юными невежами, дабы хоть как-то поспособствовать уменьшению числа взрослых хамов на планете…
Четвёртое
Принимать сдачи и пересдачи следует лишь так и тогда, как и когда это удобно самому преподавателю (в частности, на уроках или на занятиях кружков, если он может без ущерба для дела посвятить этому часть своего внимания) — и ни в коем случае не за счёт его свободного времени.
И вот на этом моменте я хочу остановиться подробнее.
Издавна в России господствует убеждение (крайне выгодное власть имущим), что для учителя дело чести — пожертвовать личной жизнью, отдыхом и здоровьем ради работы. Разнообразное начальство при каждом удобном случае использует безвозмездный труд педагогов, да и многие родители свято убеждены в том, что неоплачиваемые дополнительные занятия с отстающими — наше излюбленное хобби и неотъемлемая составляющая деятельности.
Увы, сами учителя повинны в таком к себе отношении. Поскольку, в частности, готовы ради пресловутого повышения успеваемости чуть ли не ночевать в школе. Лично я считаю это неправильным — более того, непрофессиональным.
Ведь профессионал — это тот, кто делает свою работу хорошо, но при этом за деньги. Соглашаясь на безвозмездный труд, мы развращаем родителей наших учеников, приучая их к тому, что педагоги — люди второго сорта, которых всегда можно вынудить поработать дополнительно.
Мы оказываемся фактическими пособниками местной администрации, которая уже готова использовать учителей не только в непопулярных мероприятиях (например, в очистке территорий от мусора), не только для выполнения задач, каковые входят в функционал совершенно иных государственных служб (мне известны случаи, когда дети с классными руководителями разносили ветеранам поздравления и подарки от военкомата), но и просто для обеспечения массовости на разного рода мероприятиях — спортивных соревнованиях, например. Я уж не говорю о попытках (со стороны госорганов) возложить на педагогов неспецифические функции пропагандистов (подобным историям — со скандальным оттенком — несть числа), партийных организаторов (известно какой партии… тут и организация встреч с кандидатами и депутатами, и добровольно-принудительное участие в праймериз), членов избирательных комиссий (одновременно ловко «подставляя» в качестве жупела для общественного негодования) и т.п.
Коллеги, в школе и так достаточно дел, которыми мы занимаемся, не думая о гонораре. Классные руководители организуют вечера и турпоездки, собирают средства на благотворительность и т.д. Предметники помогают детям готовиться к олимпиадам (я имею в виду в данном случае тех коллег, которые не ведут соответствующих кружков), участвуют в разного рода культмассовой и просветительской деятельности да и просто много общаются со школьниками вне своих уроков, отвечая на вопросы и обсуждая самые различные проблемы и материи, нередко чрезвычайно далекие от их научной области, но зато интересные детям и важные в плане их воспитания и формирования их личности. А как же иначе-то?!
Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Безусловно, именно энтузиасты создают ту особую атмосферу, при отсутствии которой Школа превращается в пресловутое «среднее учебное заведение». Как «не стоит село без праведника», так и огонь творчества горит лишь там, где есть кому его зажигать. Однако этот в хорошем смысле слова фанатизм лучших представителей нашего цеха может быть вреден и даже опасен, если карьеристы и демагоги, используя имена энтузиастов ради прикрытия, требуют от других альтруизма, но имеют в виду собственные (меркантильные) цели. Обратите внимание: с высоких трибун громче всех прославляют учителей именно те, кто в грош нас не ставит, используя в качестве пешек в различных грязных играх. Педагоги не должны быть марионетками в руках ловких манипуляторов. Покорно соглашаясь на любую и всякую деятельность, не входящую в наши служебные обязанности (в том числе, на неоплачиваемые часы, в течение которых натужно «подтягивают» отстающих), мы, в конечном счёте, подрываем престиж профессии (ибо, повторюсь, истинный специалист работает честно, «с душой», но не безвозмездно).
И даже добровольность такого выбора (если он, конечно, доброволен) не спасает ситуацию, ибо все высказанные выше соображения остаются в силе. Мы — в большинстве своём — качественно выполняем работу, так давайте и вести себя соответственно. Отстаивая личное и профессиональное достоинство.
И не только в конце четверти, конечно…